Приоткрывают мацу и произносят: Вот скудный хлеб, который ели наши предки в Стране Египетской. Всякий, кто голоден, пусть войдет и ест, всякий, кто нуждается, пусть войдет и празднует Песах. В этом году (мы) здесь, в будущем году в Стране Израиля; в этом году (мы) рабы, в будущем году свободные люди. Отодвигают кеару в сторону, наливают второй бокал, и сын произносит: «Отец, я хочу задать тебе четыре вопроса: Почему эта ночь Песаха отличается от всех других ночей года? Первый вопрос: Почему во все другие ночи мы не должны ни разу обмакивать нашу еду, в эту же ночь ее обмакивают дважды? Первый раз карпас в соленую воду, второй раз марор в харосет. Второй вопрос: Почему во все другие ночи мы едим хамец или мацу, в эту же ночь только мацу? Третий вопрос: Почему во все другие ночи мы едим всякую зелень, в эту же ночь горькую зелень? Четвертый вопрос: Почему во все другие ночи мы едим сидя или облокотившись, в эту же ночь мы все едим облокотившись?» Возвращают кеару на место. Откидывают салфетку, немного приоткрывая мацу, и произносят: «Рабами мы были у фараона в Египте, и Господь, Б-г наш, вывел нас оттуда дланью могучей и рукою простертой. И если бы Пресвятой, благословен Он, не вывел предков наших из Египта, то мы и дети наши, и дети детей наших оставались бы рабами у фараона в Египте. И даже если мы все, мудрые, разумные, знатоки Торы, тем не менее заповедано нам рассказывать об Исходе из Египта. И всякий, кто умножает повествование об Исходе из Египта, достоин похвалы. Был случай с рабби Элиэзером, раби Йехошуа, раби Элазаром бен Азарией, раби Акивой и раби Тарфоном, когда они вместе справляли Песах в Бней-Браке. Они всю ночь вели беседу об Исходе из Египта, пока не пришли ученики их и не сказали: «Учители наши! Настало время чтения утренней молитвы Шма!» Раби Элазар бен Азарья сказал: «Вот, я уже похож на семидесятилетнего, а все не мог добиться, чтобы об Исходе из Египта вспоминали и по ночам, пока Бен-Зома не объяснил это. Сказано: «Чтобы помнил ты день Исхода твоего из Египта во все дни жизни твоей». Из слов «дни жизни твоей» следует, что читать надо днем, а из сказанного «все дни жизни твоей» можно понять, что читать надо также и ночью. Мудрецы же толкуют: «Дни жизни твоей» это время нынешней жизни, а «все дни жизни твоей» включают также время Мошиаха. Благословен Вездесущий, благословен Он. Благословен, давший Тору народу Своему, Израилю, благословен Он. О четверых сыновьях говорит Тора: «Один мудрый, один грешный, один несмышленый и один, который не знает, о чем спрашивать. Мудрый о чем он спрашивает? «В чем свидетельства, уставы и законы, которые заповедал вам Господь, Б-г наш?» И ты объясни ему все законы Песаха и что «не едят ничего после вкушения пасхального агнца». Грешный о чем он спрашивает? «Что это за служение у вас?» «У вас» не у него! Исключая себя из общины, он отвергает главную основу веры. Притупи ему зубы своим ответом и скажи: «Это ради того, что Господь совершил для меня при исходе моем из Египта». «Для меня» не для него! Будь он там, он не получил бы свободы. Несмышленый о чем он спрашивает? Он спрашивает: «Что это?» Скажи ему: «Силой руки Своей вывел нас Господь из Египта, из дома рабства». А неумеющему задать вопрос сам начни объяснять. Как сказано: «И расскажешь сыну своему в тот день, говоря: «Это ради того, что Господь совершил для меня при исходе моем из Египта»». Можно предположить, что повествование об Исходе из Египта следует вести с начала месяца нисан, однако Тора говорит: «В тот день». Если «в тот день», возможно, следует начинать днем? Но Тора уточняет: «ради этого», а «ради этого» можно сказать лишь тогда, когда перед тобой лежат маца и горькая зелень. Вначале наши предки служили идолам, теперь же Вездесущий приблизил нас, чтобы мы служили Ему. Как сказано: «И говорил Иехошуа всему народу: Так сказал Господь, Б-г Израиля: «За рекой жили предки ваши испокон веков Терах, отец Авраама и отец Нахора и служили божествам иным. Но Я взял отца вашего, Авраама, из-за реки той и провел его по всей Стране Ханаанской, и умножил потомство его, и дал ему Ицхака. И Я дал Ицхаку Яакова и Эйсава; и Я дал Эйсаву гору Сеир в наследие. Яаков же и его сыновья спустились в Египет»». Благословен хранящий Свой обет Израилю, благословен Он. Ибо Пресвятой, благословен Он, точно рассчитал конец (времени рабства), как сказал Он праотцу нашему Аврааму при заключении Завета между рассеченными тельцами. «И сказал Он Аврааму: «Знай, что пришельцами будут потомки твои в стране не своей, и сделают их рабами, и будут угнетать их четыреста лет. Но и над народом, которому они служить будут, произведу Я суд, и после этого выйдут они с большим достоянием»». Прикрывают мацу, поднимают бокал и произносят: Он-то (этот обет) и постоял за отцов наших и за нас. Ибо не один восставал на нас, чтобы погубить нас; в каждом поколении восстают против нас, чтобы погубить нас, но Пресвятой, благословен Он, спасает нас от их руки. Ставят бокал на стол, приоткрывают мацу и произносят: Иди и изучи, что хотел сделать арамеец Лаван с Яаковом, праотцем нашим. Фараон решил истребить только мужчин, а Лаван хотел искоренить всех. Сказано: «Арамеец губитель отца моего. И спустился (Яаков) в Египет, и проживал там как пришелец с малым семейством, и стал там народом великим, сильным и многочисленным». «Спустился в Египет», принужденный к тому словом Всевышнего, «и проживал там как пришелец» из этого следует, что Яаков, праотец наш, «спустился в Египет» лишь для того, чтобы жить там временно. Как сказано: «И сказали они (братья Йосефа) фараону: «Жить в этой стране пришли мы, ибо нет корма для овец у слуг твоих, потому что голод в Стране Ханаанской. Теперь же пусть поселятся слуги твои в стране Гошен»». «Малым семейством», как сказано: «Числом семьдесят душ спустились отцы твои в Египет, а ныне сделал тебя Господь, Б-г твой, многочисленным, как звезды небесные». «И стал там народом» - следовательно израильтяне выделялись из других. «Великим, сильным», как сказано: «А сыны Израиля плодились и развивались, и множились, возросли и стали чрезвычайно сильны; и наполнилась страна ими». «И многочисленным», как сказано: «И Я проходил мимо тебя, и Я увидел тебя, попранную в крови твоей. И сказал Я тебе: «В крови твоей живи!»» «Многочисленной, как полевые растения, Я сделал тебя; и выросла ты, и стала большой, и достигла дивной красоты: груди округлились и волосы выросли, но была ты нага и непокрыта». «Египтяне обращались с нами жестоко и угнетали нас, и возложили на нас работу тяжкую». «Египтяне обращались с нами жестоко», как сказано: «Давайте (сказал фараон) исхитримся против него, иначе он умножится и если случится война присоединится и он к врагам нашим, и будет воевать против нас, и уйдет из страны». «И угнетали нас» об этом сказано: «И поставили над ним начальников повинностей, чтобы изнурять его тяжким трудом. И выстроил он фараону города-хранилища Питом и Раамсес». «И возложили на нас работу тяжкую» об этом сказано: «И порабощали египтяне сынов Израиля изнуряющей работой. И делали их жизнь горькой из-за тяжелой работы с глиной и кирпичами и всякой работы в поле, и всякой другой работы, к которой принуждали их с жестокостью». И воззвали мы к Господу, Б-гу отцов наших. И услышал Господь голос наш, и увидел мучения наши, и бедствие наше, и притеснение наше». «И воззвали мы к Господу, Б-гу отцов наших», как сказано: «И было: в течение тех многих дней умер царь Египта и застонали сыны Израиля от работы и возопили, и вопль их от работы взошел к Б-гу». «И услышал Господь голос наш», как сказано: «И услышал Б-г стенания их, и вспомнил Б-г Завет Свой с Авраамом, Ицхаком и Яаковом». «И увидел мучения наши» под этим подразумевается разлучение супругов, как сказано: «И увидел Б-г сынов Израиля, и принял Б-г во внимание». «И бедствие наше» это дети. Как сказано: «Каждого сына новорожденного бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых». «И притеснение наше» это гнет. Как сказано: «И Я увидел также гнет, которым египтяне угнетают их». «И вывел нас Господь из Египта дланью могучей и рукою простертой, и страхом великим, и знамениями, и чудесами». «И вывел нас Господь из Египта» не при помощи ангела, не при помощи сарафа и не при помощи посланника, но Пресвятой, благословен Он, Сам, во славе Своей сам сделал это. Как сказано: «И Я пройду в эту ночь по Стране Египетской, и поражу всякого первенца в Стране Египетской от человека до скота, и над всеми божествами Египта совершу расправу, Я Господь». «И Я пройду по Стране Египетской» Я, а не ангел. «И поражу всякого первенца в Стране Египетской» Я, а не сараф. «И над всеми божествами Египта совершу расправу» Я, а не посланник. «Я Господь» Я Сам, а не другой». «Дланью могучей» под этим подразумевается мор скота, ибо сказано: «Вот, рука Господа будет на скоте твоем, который в поле, на лошадях, на ослах, на верблюдах, на коровах и на овцах мор чрезвычайно тяжелый». «Рукою простертой» это меч. Как сказано; «И меч обнаженный в руке Его простерт над Иерусалимом». «Страхом великим» под этим подразумевается откровение Шхины (Б-жественного присутствия), как сказано: «Пыталось ли когда-нибудь божество явиться и взять себе народ из среды другого народа испытаниями, знамениями, чудесами и войною, дланью крепкою, и рукою простертою, и страхом великим все, что сделал для вас Господь, Б-г ваш, в Египте перед глазами твоими». «И знамениями» под этим подразумевается жезл Моше. Как сказано: «И жезл этот возьми в руку свою, чтобы творить им знамения». «И чудесами» это кровь, как сказано: «И Я совершу на небе и на земле чудеса: При произнесении слов «кровь и огонь, и столбы дыма» трижды отливают немного вина из бокала в поврежденный сосуд. Согласно другому толкованию, под дланью могучей подразумеваются две казни; под рукою простертой тоже две казни; под страхом великим две казни; под знамениями две казни, под чудесами также две казни. Это десять казней, которыми Пресвятой, благословен Он, поразил египтян в Египте. Вот они: При упоминании каждой казни следует отливать немного вина из бокала. То же самое следует делать при произнесении каждого из трех слов: ДеЦаХ, АДаШ и БеАХаВ. Затем наполняют бокал. Кровь. Жабы. Мошкара. Дикие звери. Мор скота. Проказа. Град. Саранча. Тьма. Казнь первенцев. Рабби Йехуда обозначил их по первым буквам тремя словами: ДеЦаХ (кровь, жабы, мошкара); АДаШ (звери, мор, проказа); БеАХаВ (град, саранча, тьма, первенцы). Рабби Иосей из Галилеи говорит: «Знаешь, откуда известно, что египтяне были поражены в Египте десятью казнями, а на море пятьюдесятью казнями? О казнях в Египте говорится: «И сказали жрецы фараону: это перст Бога». О казнях на море сказано: «И увидел Израиль руку великую, которой Господь поразил египтян. И исполнился народ благоговением перед Господом, и поверил он в Б-га и Моше, слугу Его». Сколько казней они потерпели от одного "перста"? Десять! Следовательно, на море (от руки Его) были поражены пятьюдесятью казнями». Рабби Элиэзер говорит: «Откуда известно, что каждая отдельная казнь, которой Пресвятой, благословен Он, поразил египтян в Египте, состояла из четырех казней? Сказано: «Наслал Он на них пламя гнева Своего, негодование, ярость, беду и посольство злых ангелов». «Негодование» один; «ярость» два; «беда» три; «посольство злых ангелов» четыре. Итак, в Египте они были поражены сорока казнями, а на море двумястами казнями". Раби Акива говорит: «Откуда известно, что каждая отдельная казнь, которой Пресвятой, благословен Он, поразил египтян в Египте, состояла из пяти казней? Сказано: "Наслал Он на них пламя гнева Своего, негодование, ярость, беду и посольство злых ангелов". "Пламя гнева" один; "негодование" два; "ярость" три; "беда" четыре; "посольство злых ангелов" пять. Итак, в Египте они были поражены пятьюдесятью казнями, а на море двумястами пятьюдесятью казнями". Сколько благодеяний сделал нам Вездесущий! Если бы Он вывел нас из Египта, но не совершил бы суда над египтянами, нам и этого было бы достаточно! Если бы Он совершил нам ними суд, но не над их богами, нам и этого было бы достаточно! Если бы Он совершил суд над их богами, но не поразил бы их первенцев, нам и этого было бы достаточно! Если бы Он поразил их первенцев, но не отдал бы нам их имущество, нам и этого было бы достаточно! Если бы Он отдал нам их имущество, но не рассек бы море перед нами, нам и этого было бы достаточно! Если бы рассек Он море перед нами, но не провел бы нас посреди моря по суше, нам и этого было бы достаточно! Если бы Он провел нас посреди моря по суше, но не потопил бы в нем врагов наших, нам и этого было бы достаточно! Если бы Он потопил в нем врагов наших, но не снабжал бы нас всем необходимым в пустыне сорок лет, нам и этого было бы достаточно! Если бы Он снабжал нас всем необходимым в пустыне сорок лет, но не кормил бы нас манною, нам и этого было бы достаточно! Если бы Он кормил нас манною, но не дал бы нам Субботу, нам и этого было бы достаточно! Если бы Он дал нам Субботу, но не привел бы нас к горе Синай, нам и этого было бы достаточно! Если бы Он привел нас к горе Синай, но не дал бы нам Тору, нам и этого было бы достаточно! Если бы Он дал нам Тору, но не ввел бы нас в Страну Израиля, нам и этого было бы достаточно! Если бы Он ввел нас в Страну Израиля, но не воздвиг бы нам Храма, избранного Им, нам и этого было бы достаточно! Во сколько же крат удвоена и учетверена милость Вездесущего по отношению к нам! Он вывел нас из Египта; совершил суд над египтянами и над богами их; поразил первенцев их; отдал нам их имущество; рассек перед нами море; провел нас посреди него по суше; потопил в нем врагов наших; снабжал нас всем необходимым в пустыне сорок лет; кормил нас манною; дал нам Субботу; привел нас к горе Синай; дал нам Тору; ввел нас в Страну Израиля; воздвиг нам Храм, избранный Им, чтобы очищать нас от всех прегрешений наших. Рабан Гамлиэль говорил: «Всякий, кто не упомянул о следующих трех предметах в Песах, не исполнил своей обязанности. Вот эти предметы: песах (пасхальное жертвоприношение), маца (пресный хлеб) и марор (горькая зелень)». Во имя чего предки наши во времена существования священного Храма ели пасхального агнца? Во имя того, что Вездесущий миновал дома праотцев наших в Египте. Как сказано: «И вы скажете: "Это жертва пасхальная Господу, Который миновал дома сынов Израиля в Египте, когда поразил Он египтян, наши дома Он пощадил. И преклонился народ, и поклонился». Слегка приподняв нижний и средний листы мацы, произносят: Во имя чего едим мы эту мацу? В память о том, (мацу опускают) что тесто у наших предков не успело еще закваситься, как явился к ним Владыка, Царь царей, Пресвятой, благословен Он, и освободил их. Как сказано: «И испекли они из теста, которое вынесли из Египта, лепешки пресные, ибо оно еще не заквасилось, так как изгнаны были из Египта и не могли медлить, и даже пищи не приготовили себе». Прикоснувшись к марору и хазерету, произносят: Во имя чего мы едим эту горькую зелень? В память (руку убирают) о горькой жизни наших предков в Египте. Как сказано: «И делали их жизнь горькой из-за тяжелой работы с глиной и кирпичами, и всякой работы в поле, и всякой другой работы, к которой принуждали их с жестокостью». В каждом поколении еврей обязан смотреть на себя, как если бы сам он вышел из Египта. Ибо сказано: «И поведаешь сыну своему в тот день так: "Это ради того, что сделал мне Господь при исходе моем из Египта"». Не только предков наших вызволил из Египта Пресвятой, благословен Он, но и нас избавил Он вместе с ними. Как сказано: «И нас вывел Он оттуда, чтобы ввести нас в страну эту и отдать ее нам, как Он поклялся праотцам нашим». Прикрывают мацу, поднимают бокал и произносят:
МАЦА.RU - ВСЕ О ПРАЗДНИКЕ ПЕСАХ
Комментариев нет:
Отправить комментарий